храм Живоначальной Троицы в Воронцове г. Москва - О приходском документообороте
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

О приходском документообороте

01 Июль 2018

В юридическом приложении к журналу «Приход», которое выходит под редакцией игумении Ксении (Чернеги), руководителя Юридической службы Московской Патриархии, опубликована развернутая информация на тему «Приходской документооборот. Опыт Московской епархии» (выпуск № 2, 2018). В приложении приведены примеры приходской документации, отражающей широкий круг вопросов организации приходской деятельности.

Приход как религиозная организация действует как на основе внутренних установлений Русской Православной Церкви, так и на основе гражданского законодательства. Учитывая это, приходской документооборот имеет свою специфику и формируется с учетом как канонических, так и юридических аспектов деятельности прихода.

Условно документы прихода можно разделить на следующие категории: документы прихода как юридического лица и основные документы прихода как канонического подразделения епархии.

У каждого прихода есть органы управления. Соответственно, можно ввести отдельную классификацию документов по органам управления прихода, их источниками будут являться органы управления прихода.

Документы прихода как юридического лица

К документам прихода как юридического лица, в частности, относятся Уставные и регистрационные документы прихода. К таким документам относятся: Устав прихода, утвержденный Министерством юстиции; Свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации; Свидетельство о постановке на налоговый учет в налоговом органе и иные регистрационные документы.

К этой категории относятся и правоустанавливающие документы на приходское имущество. В настоящее время регистрирующие органы не выдают Свидетельство о регистрации права собственности, вместо этого выдается Выписка о регистрации права, которая может быть отнесена к правоустанавливающим документам на приходское недвижимое имущество.

Кроме того, к документам прихода как юридического лица относятся документы бухгалтерского и налогового учета, документы отчетности, договорная, финансовая документация и первичные документы. А также документы, регламентирующие трудовые и волонтерские отношения сотрудников.

Документы прихода как канонического подразделения епархии

К основным документам прихода как канонического подразделения епархии можно отнести документы, регламентирующие служение членов причта, документы епархиальной отчетности, документы, регламентирующие религиозную богослужебную деятельность.

Документы органов приходского управления и контроля

Необходимо отметить такую группу документов, как документы органов приходского управления и контроля. Данная группа документов может иметь как каноническое, так и юридическое содержание.

В практике Московской епархии рекомендуется организация документооборота именно в соответствии с функциями приходских органов.

В соответствии с типовым Уставом прихода, органами управления Прихода, являются Епархиальный архиерей — высший орган управления, настоятель, Приходское собрание, Приходской совет, председатель Приходского совета. Органом контроля за деятельностью Прихода является ревизионная комиссия. Документы органов управления приходом связаны с основными функциями, которые определены типовым Уставом прихода, утвержденным Священным Синодом.

Важность правильного документооборота

Нельзя не придавать значения важности оформления приходских документов. Правильно составленный приходской документооборот позволяет построить грамотные отношения как внутри прихода, так и с внешними службами и должностными лицами, помогает правильно объяснить приходскую деятельность с точки зрения закона. Например, правильно составленное штатное расписание позволяет объяснить налоговому органу, что в деятельности прихода нет нарушений в отношении назначения заработной платы, ее уровня. Облегчает разъяснить проверяющим, что размер денежного содержания священнослужителей, не одно и то же, что зарплата.

Мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда налоговые органы направляют требование о предоставлении пояснений, почему в приходе такие низкие зарплаты у священнослужителей, работников или почему, например, настоятель не получает зарплату. Для налогового органа важно наличие документа, который не противоречит закону, соответствует действующему законодательству.

В отношении ведения приходской документации в Московской епархии весь процесс ведения документооборота отработан: разработана типовая учетная политика, типовые протоколы Приходского собрания, типовые вопросы, которые должно решать Приходское собрание и др. Этот епархиальный опыт теперь доступен и другим религиозным организациям Русской Православной Церкви.

***

Содержание сборника «Приходской документооборот. Опыт Московской епархии»

  • Введение
  • Документы прихода как юридического лица
  • Документы прихода как канонического подразделения епархии
  • Документы органов приходского управления и контроля: Епархиальный архиерей; Настоятель; Председатель Приходского совета; Приходское собрание (Протокол Приходского собрания; Денежное содержание членов причта; Штатное расписание); Приходской совет; Ревизионная комиссия; Организация приходского документооборота
  • Приложения. Примеры оформления документов органов приходского управления и контроля: Приложение 1. Настоятель; Приложение 2. Председатель Приходского совета; Приложение 3. Приходское собрание; Приложение 4. Приходской совет; Приложение 5. Ревизионная комиссия

Патриархия.ru

 


назад к списку новостей