храм Живоначальной Троицы в Воронцове г. Москва -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

История появления  храма в Воронцово неизбежно уводит нас в историю самого этого  места – имения Воронцово.  А она – история этого места – заслуживает особого внимания не столько своей географией, сколько обилием самых необычных и занимательных  лиц и событий,  рассматривая которые можно понять, на каком «фундаменте» построен наш храм, храм Живоначальной Троицы в Воронцове, г. Москва.

 

ГЛАВА 1. История места в лицах.  Род Репниных как будущие устроители храма.

       Первым владельцем Воронцова  считается боярин Федор Васильевич Воронец, давший ей само название. Топоним «Воронцовское», согласно записи в духовной грамоте Ивана Грозного 1572 года, модифицировался затем в «Воронцово».

       Родословную свою боярин Воронец вел от Шимона Африкановича, который пришел в Киев из Варяжской земли в 1027 году, во времена великого князя Ярослава Мудрого. Шимон принял Православие и стал Симоном.  В свою очередь  от правнуков Федора Васильевича Воронца и пошли Воронцовы и Вельяминовы, служившие русскому  престолу и получавшие знатные чины, в том числе окольничих. Государи жаловали их обширными владениями.

       Через почти три столетия со времени  предка Федора Воронца  территория деревни «Воронцовское»  стало частью огромной вотчины, принадлежавшей великой княгине Софье Витовтовне, единственной дочери великого князя литовского Витовта, который  9 января 1391 года выдал свою дочь  за князя московского Василия I.

Центром обширных владений Софьи Витовтовны на Воробьевых горах было село Воробьево. Немного в стороне от него лежала «деревня Воронцова Московского уезда Чермнева стана», также входившая в великокняжеские земли.

       Почему интересно здесь упоминание имени Софии Витовтовны?  Думается, что энергетика личности владелицы земель так или иначе тождественна энергетике и самих земель. А великая княгиня  крута была, крута и сильна.  К примеру, в 1451 году в возрасте восьмидесяти лет  княгиня руководила обороной Москвы — татары «внезапу прииде на Русь», чтобы силой взыскать дань.

       В 1453 году Воронцовское, среди прочих селений, отошло  внуку Софьи Витовтовны Юрию Васильевичу Меньшому, удельному князю Дмитровскому, Личность которого так же заслуживает внимания, чтобы его упомянуть в нашем материале.

В 1454 г. Юрий Васильевич со старшим братом участвовал в походе против татарского царевича Салтана.  Затем  был послан в Псков; псковичи приняли его с большой честью «и посадили его на столе отца его». Есть известие, что Юрий, прибывши в Псков, посылал рать свою воевать немцев.

Князь Юрий участвовал в походе Иоанна III в Новгород, а в 1472 г. — против хана Ахмата, дошедшего до Оки и сжегшего Алексин. Летописи замечают, что татары боялись Юрия Васильевича («имени его трепетаху»). Вскоре после отражения нашествия Ахмата Юрий Васильевич, 12 сентября 1473 г., скончался.

       По условиям духовной грамоты самого Юрия Васильевича, селения близ Москвы переходили его старшему брату, великому князю Московскому Ивану III, известному как Иван Великий и собиратель земель русских — это он освободил Русь от ордынской зависимости и объединил русские земли вокруг Москвы. «Он впервые в истории получил титул государя. С его подачи произошёл мощный культурный прорыв — на базе местных традиций в симбиозе с европейским и восточным влиянием возникла новая русская культура. При Иване III на Руси впервые был сделан полный перевод Библии. Благодаря его усилиям возникла современная и эффективная, по меркам конца XV века, армия…» . «События 1480 года стали моментом обретения Россией независимости и государственного суверенитета. Сегодня ряд историков считают, что именно к одной из дат, связанных со стоянием на реке Угре, можно приурочить празднование дня независимости России», — заявил в интервью RT профессор факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор исторических наук Сергей Перевезенцев.

       В свою очередь, Иван III передал Воронцовское в наследство сыну Василию III (1479-1533), великому князю Московскому, которого заморские дипломаты уже именовали «императором русов» и который продолжил  отцовскую политику «собирания земель».

       В 1530 году у Василия II  родился долгожданный наследник, сын Иван — будущий Иван Грозный. Он и стал следующим обладателем вотчины, а затем передал ее своему сыну Федору Ивановичу — Феодору Блаженному, ставшему последним из Рюриковичей на российском престоле.

       В Смутное время Воронцово, будучи царской вотчиной, передавалось из рук в руки всем занимавшим московский престол. Как и почти все земли под Москвой, за время смуты деревня Воронцово была сожжена и фактически уничтожена. Затяжные конфликты, межклассовая борьба, самозванцы и польско-литовское лихолетье превратили эти места в выжженную пустошь.

       В 1613 году Михаил Федорович Романов был избран на царство. Возрождать Воронцово предстояло знатному княжескому роду Репниных.

       Князья Репнины вели свой род от святого князя Михаила Черниговского и его потомков князей Оболенских. Родоначальник — князь Иван Михайлович Оболенский по прозвищу Репня (XVIII колено от Рюрика) — († 1523). Его потомки назывались Репнины-Оболенские или просто Репнины.

       Отец владельца Воронцова, князь Александр Андреевич Репнин, «в списке с боярского списка 7119 году (1611), каков сыскан в разряде после московского от Литвы разорения, написан в дворянех».

      Его сын, князь Борис Александрович  Репнин, в 1616 году упоминался в стольниках,  чине, пожалованном «за Московскую осаду, за осадную службу». В 1627 — 1636 годах князь  имел поместный оклад в 600 четвертей. В 1640 году царь Михаил Федорович пожаловал его в бояре.

 

      Справка: Для понимания статусности князя в части собственности   стоит пояснить, что высшими являлись оклады в 500 четвертей пахотной  земли и 15 рублей денег. (Четверть (четь) – единица русской системы мер площади  -  равна примерно 0,5 га.) Самые крупные поместные оклады с придачами достигали 610 четвертей земли.

 

         В течение жизни князь Борис Александрович служил Отечеству на разных ответственных постах, таких как судья в разных разрядах и приказах, воевода в городах Астрахань, Севск и Белгород. В 1653 году царь Алексей Михайлович посылал его на дипломатическую службу – Великим Послом в Польшу и Литву к королю Яну – Казимиру. Во время Смоленского похода он назначался полковым воеводой в Смоленск.

          О Воронцово мы читаем в отказной книге Поместного приказа 1647 года, когда приказной подьячий Орлов «ездил в Московский да Боровский уезды в разные станы в поместья и вотчины боярина князя Бориса Александровича Репнина  по челобитью сына ево боярина князя Ивана Борисовича Репнина да те поместья и вотчины в Московском да в Боровском уездех в разных станех князь Борис Александрович Репнин отказал сыну боярину ж Ивану Борисовичу в Московском уезде в Чермневе стану починок на пруде, что слыла пустошь Баташево, пустошь, что была деревня Воронцова».

 

          Таким образом, Воронцово как деревня существовала еще в XVI веке и была разорена во время польско-литовского лихолетья, после которого она числилась пустошью. Тогда же, в начале XVII столетия, ее дали из Поместного приказа князю Б. А. Репнину в поместье за «Московское осадное сидение», а позже закрепили в вотчину.

       Князь Иван Борисович Репнин, следуя семейной традиции, служил судьей в разных приказах и, как его отец, посылался воеводой в пограничные с Литвой и Польшей города. Царь Алексей Михайлович пожаловал его многими наградами, в том числе и земельными владениями. В 1679 году при царе Федоре Алексеевиче он участвовал в походе против турецкого султана и крымского хана, а в последние годы жизни служил судьей в приказе Казанского дворца. При  Иване Борисовиче  Воронцово стало «сельцом»,  то есть князь  поставил здесь боярский двор с дворовым хоромным строением.

       По записям в отказной книге Поместного приказа 1687 года узнаем, что  дети князя Ивана Борисовича Репнина, князья Никита Иванович и Андрей Иванович Репнины, получили после отца в наследство «в Московском уезде в Чермневе стану вотчину селцо, что была пустошь Воронцова да пустошь Шатилова с починки, а в них пашни сто семь четвертей с осминою» .  Таким образом, можно сказать, что усадьба в Воронцове существовала со второй половины XVII века.

      После кончины князя Андрея Ивановича  Репнина, умершего бездетным, подмосковная перешла во владение  его брата - князя Никиты Ивановича  Репнина, известного сподвижника Петра Великого, активного участника его преобразований, полководца, участника знаменитых сражений при Лесном и Полтаве. Президент Военной Коллегии князь Никита Иванович был пожалован императрицей Екатериной I в 1724 году в фельдмаршалы.

       В переписной книге вотчин Московского уезда первой четверти XVIII века в Чермневе стане упоминалось «за генералом за князем Никитою Ивановичем Репниным селцо Воронцово двор вотсинников, а в нем деловые люди Иван Федотов 40 лет, у него сын Тимофей 17 лет, Карп Емельянов 50 лет, Евдоким Федоров 39 лет, хлебник Денис Михайлов 48 лет, у него дети Яков 15 лет, Захар 10, конюх Павел Григорьев 40 лет, у него дети Василий 18, Павел 9 лет, да по сказке делового человека Ивана Федорова из того де вотсинникова двора деловые ж люди Лаврентий Кузьмин, Захар да Григорий Ивановы дети после переписи 1703 года померли, а Иван Сергеев да Ефим Денисов взяты в солдаты в 1710 году» .

        Из документов Поместного приказа известно, что в феврале 1714 года князь Никита Иванович Репнин «недвижимые свои в разных городех имений разделил детям своим князь Ивану, князь Сергею, князь Василью, князь Юрью, и по тому разделу означенное селцо Воронцово и пустошь Шатилово досталось сыну его князь Ивану Репнину» .   

По книгам Московского уезда «в той князь Ивановой вотчине княж Никитина сына Репнина, что ему написано в росписи за рукою отца генерала и кавалера кня­зя Аникиты Ивановича в Чермневе стану в селце, что была пустошь Воронцова", да в пустоши Шатилово и в починке Иванкове написано пашни с примерною землею 107 четьи с осминою, а в дву потому ж» . 

        Основные   вотчины, выделенные князю И. Н. Репнину, располагались в Ростовском, Симбирском и Шацком уездах. Интересно, что в первой половине XVIII века воронцовская вотчина называлась «сельцом Шатилово, Воронцово тож».

       После кончины князя И.Н. Репнина его подмосковная  усадьба в Сетуньском стане досталась сыновьям Сергею Ивановичу и Петру Ивановичу Репниным. В 1744 году лейб-гвардии кирасирского полка ротмистр князь Сергей Иванович  свое недвижимое имение при сельце Шатилове, Воронцове тож  «уступил брату своему лейбгвардии конного полку ротмистру князю Петру Ивановичу Репнину, с принадлежащими к тому селцу разными угодьи все без остатку» .  В более поздней справке из Поместного приказа в Берг - Коллегию о недвижимом владении генерал-поручика князя П. И. Воронцова (январь 1763 год) упоминалось: «в селце Шатилове, Воронцово тож мужска полу в подушном окладе написаны 22 души, а дворов не расписано» . 

      При князе Петре Ивановиче Репнине и его жене Марфе Ивановне, урожденной графине Головкиной, в Воронцове, Шатилове создается усадебно - парковый ансамбль. В 1760 — 1770-е годы здесь упоминается деревянный господский дом с регулярным садом. Генерал-поручик, обер-шталмейстер, дипломат, блестяще образованный человек — князь Петр Иванович Репнин устраивает в Воронцове уютную подмосковную усадьбу, по примеру других известных усадеб XVIII столетия, получившую еще одно название — Беспечное.

         С Воронцовым принято связывать имя Федора Степановича Рокотова, замечательного художника, тончайшего портретиста. Есть версия, что он родился в 1736 году в Воронцове и был внебрачным сыном князя Петра Репнина (в браке с графиней Марией Ивановной Головкиной детей он не имел). Известно, что крепостной Рокотов довольно легко получил вольную, а Петр Репнин оказывал ему протекцию в дальнейшем.

 

Последний из Репниных

             Князь Петр Иванович  умер в 1778 году, вслед за ним скончалась и его супруга. Следующим наследником Воронцова стал кузен Петра Ивановича, генерал-фельдмаршал, дипломат и крупный масон Николай Васильевич Репнин (1734-1801). К тому времени он уже стал прославленным военачальником и искусным дипломатом, особо отличился генерал в русско-турецкой войне 1768-1774 годов.

              Новый хозяин перестроил главный дом, перевел его в камень и надстроил один этаж. Имя архитектора история не сохранила, зато известно, что итальянский декоратор Ванзини занимался отделкой интерьера. Слева и справа дом обрамляли флигели в стиле поздней классики.

            За время этих и более поздних преобразований Н. В. Репнина неподалеку от ворот был построен восьмигранный парковый павильон, впоследствии ставший одноглавым Троицким храмом. Вот это можно и назвать основой или фундаментом в физическом смысле нашего сегодняшнего Храма.

 

             Со смертью Николая Васильевича род Репниных формально пресекся. Однако его внуку, унаследовавшему имение Воронцово, разрешили именоваться двойной фамилией Репнин-Волконский. Тем не менее, в истории Воронцово  тогда началась уже совершенно новая глава…

 

Глава II. Устройство домового храма

 

        Для того, чтобы рассказать о первой церкви в Воронцово,  положившей начало домашней духовной жизни его обитателей, нам придется вернуться в историю, когда князь Петр Иванович Репнин еще здравствовал.

     Последние годы своей жизни  князь П. И. Репнин  практически безвыездно  провел в Воронцове, где задумал устройство особой домовой церкви.  В силу некоторых обстоятельств, таких как - незначительное крестьянское население и отсутствие узаконенной пропорции церковной земли - устройство в Воронцове-Беспечном самостоятельной приходской церкви было невозможным. Владение Репниных традиционно состояло в приходе храма во имя Святого Михаила Архангела, старинной вотчины Новодевичьего монастыря села Тропарева.

     В марте 1767 года Петр Иванович подает прошение  митрополиту Московскому и Калужскому Тимофею (Щербатскому): « Жительство я имею с женой моей в подмосковной моей вотчине в селце Воронцове и за неимением в том селце церкви Божией и за слабостью здоровья лишаемся всегда божественной литургии и протчего церковного пения, чего ради принял я намерение при состоящем в показанном селце моем построить церковь вновь  прошу из-за объявленных обстоятельств о построении означенной при доме моем церкви и о даче подвижного антиминса определить Вашего Преосвященства указом» . 

      Митрополит в своей резолюции  на поданное прошение начертал: «Дать подвижной к исправлению божественной литургии и для оного церковь в доме Его Сиятельства во удобном по надлежащем освидетельствовании покоя, не строя на оном главы, построить дозволить».

      Нужно отметить, что  основание для устройства домовых  храмов дал еще Петр Великий своим указом от 5 октября 1723 года, по которому домовая церковь разрешалась «знатным персонам, для совершенной немощи до церкви ходить недопущающей, токмо при тех антиминсах собственного церковного причта отнюдь не было, но отправляли б служение тех приходов священники» .   Таким образом, домовой храм в Воронцове предполагалось приписать к приходской Архангельской в Тропареве церкви.

          Для осмотра места домовой церкви в Воронцово приезжал   присутствующий    член   Московской   Духовной   Консистории Спасский (в Чигасах) протоиерей Лев, который одобрил место и привез в Консисторию план храма.

         Уже 29 марта 1767 года Загородское Духовное Правление, в церковную область которого входило Воронцово и Тропарево, докладывало в Консисторию: «...в котором селце при доме его высокопревосходительства  древяная церковь во имя Всемилостивого Спаса при тех же покоях его сиятельства в близости построена по свидетельству на удобном месте по подобию святых прочих церквей, алтарем на восток и святый в ней престол построен в указную меру, так же иконостас и святые образа написаны искусным писанием, а не иностранных кунштов, так же сосудами церковными, ризами и книгами удовольствована и ко освящению в готовности, токмо оная церковь построена без главы и без креста» .          

           Домовый храм в сельце Воронцове освятили во имя Честных Древ Животворящего Креста Господня. Он существовал чуть более трех лет и был упразднен в 1770 году после кончины княгини Марфы Ивановны Репниной.

 

            Новый владелец усадьбы, князь  Николай Васильевич Репнин,   по каким-то причинам решил домовую церковь упразднить. Возможно, его  принадлежность масонской ложе послужила этому причиной, но это домыслы, письменных свидетельств тому нет.

            Н.В. Репнин  обратился к архиепископу Московскому и Калужскому Амвросию (Зертис-Каменскому) с просьбой передать имущество упраздненного домового храма в приходскую Архангельскую церковь села Тропарева, где впоследствии устроили особый придел во имя Честных Древ Животворящего Креста Господня. Архивы сохранили уникальный чертеж домового Спасского храма.

       О князе Н.В. Репнине  мы упоминали в первой главе «Истории храма».  К сказанному ранее можно добавить следующее.

         После окончания второй Турецкой войны в 1791 году князь Н. В. Репнин постоянно проживал в Воронцове с женой Натальей  Александровной, урожденной Куракиной, с дочерьми Александрой и Дарьей. В 1787 году он обращается в Московскую дворянскую опеку с просьбой, как помещика Московской округи сельца Воронцова с деревнями, о внесении его детей в Родословную книгу по Московской губернии. В своем формулярном списке он дает следующие сведения о себе и своей семье: «имеет от роду 53 года, женат на княжне Наталье Александровне Куракиной, детей мужского пола не имеет, а есть две дочери, из коих первая княжна Александра в замужестве за генерал-поручиком и кавалером князем Григорием Семеновичем Волконским, а вторая княжна Дарья - в девицах, наследственное недвижимое имение Московской губернии и округи состоит в сельце Воронцове с деревнями, в коих мужеска  52 души, женска 46, в уезде не живу, от армии генерал-аншеф, генерал-лейтенант, генерал-губернатор Смоленский и Псковский, лейб-гвардии Измайловского полка подполковник, нахожусь на воинской службе» .  

       К своей записке князь Н. В. Репнин прилагал родословное древо рода Репниных, составленное для Московского дворянского собрания .

       В 1798 году умирает княгиня Н. А. Репнина, а через три года, в мае 1801 года, в своей усадьбе Воронцово скончался князь Н.В. Репнин.   Подмосковная  перешла во владение сестер – княгини А.Н. Волконской и баронессы Д.Н. Каленберг.   По семейному соглашению наследников княгини А. Н. Волконской, имение в Воронцове переходит во владение княгини Софьи Григорьевны Волконской, а от нее - брату Николаю Григорьевичу Волконскому, принявшему по Высочайшему соизволению фамилию своего деда фельдмаршала Репнина и именовавшегося Репнин-Волконский.

 

     Именно с  семьей Николая Григорьевича Волконского-Репнина  связана история постройки усадебного храма в Воронцове.

 

 

Глава III. Устройство усадебного храма.

       Замысел устройства приходской церкви принадлежит жене князя Н. Г. Репнина-Волконского, княгине Варваре Алексеевне, урожденной графине Разумовской, которая в 1806 году испросила благословения митрополита Московского и Калужского Платона (Левшина) на строительство нового каменного храма во имя Святой и Живоначальной Троицы. Это оказалось не простым делом, так как оставались прежние препятствия — малонаселенность будущего прихода, близость церкви в Тропареве, отсутствие узаконенной пропорции церковной земли.

        Митрополит Платон посоветовал княгине обратиться с прошениями в Святейшей Правительствующий Синод. Большую  помощь оказал  министр   внутренних   дел   граф B.П. Кочубей, который передал прошение княгини В. А. Репниной-Волконской на Высочайшее имя императору Александру Павловичу. В сопроводительном письме мы находим подробности этого дела: «В  имении  покойного  тестя    ее   фельдмаршала  князя  Репнина, в подмосковной деревне,  Воронцовым называемой, умершего и дочери своей в одном месте с ним погребенной, предлагает построить в упомянутой той деревне каменную церковь с небольшим при ней в помощь бедным заведением. К построению сей церкви могла бы она свободна приступить, если бы число крестьян сей деревни ее мужа соответствовало  числу по законам для церкви или прихода назначенному, но  как  живущих там крестьян весьма мало, то сие самое обстоятельство единственно было поводом, что княгиня Репнина просила меня довести до сведения Государя Императора ее намерение и испросить Высочайшее дозволение на построение в Воронцове церкви с тем, чтобы священнику и причту церковному, при оной находиться имеющему, назначит она от себя приличное содержание».   

         О результатах сего прошения  граф В. П. Кочубей сообщал синодальному Обер - Прокурору А. Н. Голицыну: «Я имел щастие доносить о сем Государю Императору. Его Величество, приняв с благоволением сие похвальное княгини Репниной предположение, изволил изъявить Высочайшее свое согласие на устроение в деревне Воронцовом на вышеупомянутом основании церкви».    Таким образом, Высочайше было дозволено строительство новой каменной церкви в имении князей Репниных-Волконских, и Святейший Синод 13 июня 1806 года передал указ в Москву в Духовную Консисторию.

             В Отечественную войну 1812 года архив Московской Консистории уничтожил пожар, в котором безвозвратно погибли многие документы, в том числе архивное дело о строительстве Троицкого храма.   Поэтому так драгоценна копия с «записки, в коей изъяснено, какое заведение княгиня Репнина желает иметь при предполагаемой церкви», сохранившаяся в Синодальном фонде Российского государственного исторического архива в Санкт-Петербурге. Ксерокопия этого документа содержится в архиве храма, автор приводит ее в полном виде:

 

«1-е. В сельце Воронцове построится каменная церковь во имя Пресвятыя Троицы, при оной церкви учреждения:

 

2-е. В память покойного генерал-фельдмаршала князя Николая Васильевича Репнина, прибежище для бедных стариков, коих при освящении церкви будет шесть, впредь же оных число будет удвоено.

 

3-е. В память покойной дочери моей княжны Марьи Николаевны Репниной училище для бедных девушек, число оных будет равно числу стариков.

 

4-е. Оба сии учреждения состоят под главным присмотром священника той церкви.

5-е.  Сверх сего училище для бедных девушек будет иметь особую надзирательницу.

 

6-е. Обучают в сем училище:

Закону Божию.

Российскому языку.

Немецкому языку.

Арифметике.

Началам рисования.

Разным рукоделиям.

 

7-е. В те часы, в которые священник не будет занят училищем, наставляет он детей крестьян сельца Воронцова, тоже и дворовых людей к оному принадлежащих. Сие обучение состоит:

В Законе Божием.

Российском языке.

Арифметике.

 

8-е. Священник не воспретит и соседственных деревень детям пользоваться сим наставлением.

 

9-е. Принимаются в училище ...

 

10-е. Начальнице приучать к хозяйству воспитанниц и последние годы заставлять держать их счетные книги издержек учреждения.

 

11-е. При замужестве, воспитанницы получают сверх платья, белья и прочего триста рублей в приданое, а смотря по их достоинству и больше.

 

12-е. В оба сии учреждения принимаются вольные и воспи­танницы выдаются замуж за вольных же» .

 

          Получив синодальный указ, московский митрополит Платон не спешил давать окончательное разрешение, «пока к нему Преосвященному не представлено будет от упомянутой княгини Репниной положение, какое именно назначает она от себя имеющему быть при предполагаемой церкви священнику с причтом приличное содержание и чем оное обеспечивает».

           К декабрю 1806 года княгиня Варвара Алексеевна Репнина-Волконская обещала внести в Сохранную казну Московского воспитательного дома 12 ООО рублей, большая часть которых должна была идти на содержание церкви и причетников Троицкого храма. Значительная сумма предназначалась также для церкви Михаила Архангела в Тропареве «священнику с причтом, чтобы они устроением в Воронцове новой церкви и особого причта оставались безбедны» .

         Ожидая от храмоздательницы квитанции с уплатой обещанного взноса, митрополит Платон предписал Консистории, «что на сем основании церковь устроить княгине Репниной дозволить можно». Однако до сентября 1807 года квитанция на обещанные деньги представлена не была. Возникла возможность конфликта с московскими епархиальными властями.

         О том, что выполнение существующих законов и положений митрополитом Платоном осуществлялось строго и не взирая на лица, показывал известный факт, когда Владыка воспретил ставить священника и начинать богослужение во вновь построенном придельном храме во имя святого Павла Фивейского в подмосковной усадьбе графа П. Г. Демидова «Леоново». Не обращая внимание на угрозы владельца отказать причту в положенном содержании, митрополит приказал закрыть приход в Леонове, который и пустовал почти 100 лет. 

         Однако 6 сентября 1807 года генерал-майор князь Н.Г. Репнин и его супруга объявили в Сохранную Казну Московского опекунского совета,  «что (они) вносят в оную казну на вечное содержание 15 000 рублей ассигнациями и просим дать три надлежащих билета из 5%: один в 10 000 рублей для получения с них процентов священнику с причтом вновь строящейся церкви Пресвятыя Троицы, состоящей в подмосковном селе нашем Воронцове» . Проценты с суммы в 3 000 рублей предполагалось отдавать причту Тропаревского храма «в удовлетворение за отделение от оной церкви прихожан села Воронцова» . Для жительства Троицкого причта на средства помещиков построили два каменных одноэтажных дома.

        В 1807 году митрополит Платон подписал храмозданную грамоту на постройку Троицкого храма в подмосковной Репниных. Тогда же заложили новую церковь, используя, как считают, для возведения храма каменный павильон в усадебном парке. Строительство завершилось очень скоро, и уже в конце 1807 года к Троицкому храму определили священника - Иоанна Маркова .

 

        Отечественная война 1812 года тяжело отразилась и на Воронцове.  Так в 1812 г. там изготовлялось тайное «супероружие», грозившее перевернуть ход военных действий с Францией – воздушный шар, нагруженный снарядами, которые предполагалось скинуть на головы наполеоновских солдат.

        Руководил всем делом некий Леппих, приехавший в Москву под именем доктора Шмита из Штутгарта по рекомендации русского посланника, писавшего, что новое изобретение годно «для взорвания всех крепостей, для остановки или истребления величайших армий» .  Следуя приказам Александра I,  Леппиха  поместили  в Воронцове, дали охрану, предоставили необходимые материалы и с нетерпением стали ждать обещанных результатов. Они, однако, не последовали, и  в Петербург было сообщено: «Леппих – сумасшедший шарлатан».

         Эта любопытная история нашла отражение в романе «Война и мир»: Толстой отправил Пьера Безухова в село Воронцово «смотреть большой воздушный шар, который строился Леппихом для погибели врага, и пробный шар, который должен быть пущен завтра. Шар этот был еще не готов, но как узнал Пьер, он строился по желанию государя...». С приближением французов часть оборудования увезли в Нижний Новгород, а кое-что пришлось сжечь. Французы потом с любопытством разбирались в них, пытаясь понять, что же надумали русские.  Леппих еще некоторое время пытался что-то соорудить, пока, наконец, и 1814 г. не последовало распоряжение выслать его «туда, откуда он родом».

        К несчастью, за неудачный проект расплатилась сама усадьба Репниных: французские войска, отступающие по Калужской дороге, сожгли главный дом, 8 приходских крестьянских дворов, осквернили Троицкую церковь. Из сведений о состоянии церквей Московской епархии, посланных в Святейший Синод в начале 1813 года, о Троицкой церкви в Воронцове сказано: «цела, престол и жертвенник целы, одежда снята, антиминс цел, иконостас и святые иконы не повреждены, церковная утварь и ризница лучшая разграблены» .

          Более подробно о потерях в церкви сообщает донесение благочинного, который осматривая храм в 1812 году: «с двух евангелий оклад снят и доски разбиты; крестов, дарохранительницы, сосудов, блюдец не находится; ризы, пелены, поручи  и подризники, принадлежащие к сей церкви, унесены; с разных образов венцы и оклады сняты; плащаница цела, но украшение с нее сорвано и унесено. Вся церковь, как внутри, так и снаружи и с колокольнею цела и не повреждена. Священнослужительских два дома целы, только внутри обезображены» . Из 10 приходских дворов в Воронцове остались целыми только три.  Жители разрушенных домов нашли приют в усадьбе, в помещичьих флигелях. О владельцах известно, что «помещик находится в армии, а супруга его жительствует в Санкт-Петербурге». 

          Поверенный князя Н. Г. Репнина Илья Ларионович Бурцев докладывал: «В прошлом 1812 году в нашествие неприятельских войск при даче господина моего, отстоящей от Москвы по Калужской дороге в 6 верстах, селе Воронцове новопостроенная церковь и в ней все церковные вещи и ризница разграблены все без остатку, а по выходе из Москвы по той Калужской дороге французских войск при оном селе домы и все при них домовое заведение сожжены до основания»

            Невозвратимой потерей стала гибель в пожаре уникального родового архива Репниных, в том числе подлинной переписки о строительстве Троицкого храма и, вероятно, его проектных чертежей.

 

Глава IV. Восстановление богослужений после Французского нашествия.

 

         В январе 1813 года князь А. Н. Голицын  - по просьбе княгини В. А. Репниной-Волконской - ходатайствовал перед управляющим Московской епархией архиепископом Дмитровским Августином (Виноградским) об освящении Троицкого в Воронцове храма с восстановлением в нем священнического места.

        В связи с разорением приходской церкви,  священника  Иоанна Маркова перевели на новое  место настоятелем храма села  Рождественского  на  Истре   Звенигородского уезда.   Возобновления  Троицкой церкви в скором времени не последовало.

        К этому вопросу князь Н. Г Репнин возвращается в 1816 году, когда в своем прошении к архиепископу Дмитровскому Августину он просит  разрешения  накопившиеся в Сохранной казне проценты «употребить на восстановление церкви Животворящей Троицы» . 

          По клировой ведомости 1816 года о храмах и причтах Московской округи в селе Воронцове показана «церковь во имя Живоначальной Троицы каменного здания, в твердости, еще не освящена, причта при ней нет, оное село сожжено, приходских 11 дворов, дома причта господские каменные со всею принадлежностию» .  

          С марта по октябрь 1816 года Троицкий храм возобновлялся. Еще в марте князь Н. Г. Репнин в письме архиепископу сообщал, что он надеется «по милости Божией привести в скорейшем времени церковь в надлежащую исправность», а в октябре он, как генерал-лейтенант и Малороссийский военный губернатор, просил освятить Троицкий храм московскому «Николаевскому, что в Хлынове протоиерею Иоанну».

        Стараниями князя Репнина 17 октября 1816 года  благочинный священник храма святителя Николая, что в Хлынове, протоиерей Иоанн Иоаннов освятил  церковь.      

      

       Архитектурно центром храмовой композиции служил восьмигранный объем церкви, перекрытый купольным сводом, над которым возвышался фонарь с барабанчиком и главкой.  Храм с трех сторон окружала паперть с экседрой на западе.

       Необычные формы храма объясняли тем, что Репниными под церковь был перестроен садовый павильон, о чем мы писали в первой главе нашего повествования.        

       Есть мнение, что это только предположение первых описателей памятника — членов ОИРУ, превращенное затем в исторический факт. Может быть, речь должна идти лишь о влиянии архитектуры парковых павильонов с элементами псевдоготики конца XVIII в. на композицию храма и его декор (обращают на себя внимание стрельчатые перемычки окон церкви и рисунок наличников паперти). Тем не менее, мы допустим, что если бы  церковь строилась «с нуля»,  то выбор места под строительство был бы иным.

 

        Вернемся к истории храма.  Довольно долго со дня освящения Троицкий храм в Воронцове не имел самостоятельного причта. Это, в частности, объяснялось переходом имения к новым владельцам и спорными имущественными претензиями, которые препятствовали выделению священнослужителям достаточного содержания, несмотря на законные проценты с капитала, положенные в банк для существования храма и причетников князем Н. Г. Репниным.

 

          По ведомости 1823 года Троицкая в Воронцове церковь показана каменной, однопрестольной, крепкой. В приходе при храме состояли 12 дворов с населением 105 человек.  В 1823 году участие в судьбе храма принял тайный советник Петр Петрович Нарышкин. Будучи родственником Репниных,  он обращался  к архиепископу Московскому и Коломенскому Филарету (Дроздову) и просил  для содержания причта  храма в Воронцово  отдать накопившиеся проценты, «которые не были получаемы с 1816 года».

             В марте 1825 года к митрополиту Филарету обращался с прошением  уже сам владелец Воронцова генерал-майор князь Никита Григорьевич Волконский с просьбой определить священника к Троицкой церкви. По выбору Владыки  6 ноября 1825 года к храму  определили настоятелем  выпускника Вифанской семинарии, сына священника из Московской епархии, Алексея Ивановича Синайского, а в причетники назначили дьячка Алексея Алексеевича Закатова и пономаря Иоакима Евстигнеева.

            Троицкий приход состоял в благочинии Московской округи Сергиевской церкви в Конькове. Настоятель возобновленного Троицкого храма о. Алексий Синайский был деятельным, образованным священником. Во время свирепствовавшей в Москве в 1830 году холеры он обратил на себя внимание митрополита Филарета служением в лазаретах Ряжского и Тульского полков, когда из-за смерти полкового священника о. Алексий исправлял требы у заболевших солдат, участвовавших в санитарном кордоне вокруг Москвы. За усердное исполнение своих обязанностей он был награжден набедренником  и назначен духовником благочиния.  В 1842 году о. Алексий был определен благочинным своего округа.  

             Чуть ранее, в 1836 году с согласия князей Волконских к церкви Живоначальной Троицы в Воронцове  была нарезана указанная пропорция церковной усадебной, пашенной и сенокосной земли (36 десятин), а в 1837 году определяется земля для приходского кладбища . 

              В   1837 году недвижимое   имение при селе Воронцове Московского уезда с крестьянами  у Волконских купил богатый помещик и храмостроитель, генерал Сергей Ильич Муханов (1762 — 1842) , на средства которого в 1838 году в церкви Живоначальной Троицы устраивается теплый (зимний) придел во имя его святого покровителя преподобного Сергия Радонежского и перестраивается колокольня-звонница. 

             В клировой ведомости церквей Московского уезда Воронцовского благочиния о церкви Святой и Живоначальной Троицы сказано следующее: «Зданием каменная с колокольней, крыта железом, пол в ней деревянный, план на оную церковь сделан в 1838 году, престолов два — в настоящей холодной во имя Живоначальной Троицы, в приделе теплом — во имя преподобного Сергия Радонежского, утварью посредственна» .   

                К сожалению, до нас не дошли чертежи Троицкого храма, и мы не знаем имя архитектора — автора проекта перестройки трапезной церкви и возведения небольшой колокольни с открытым ярусом звона.  Возможно, это был архитектор Мухановых, работавший в это же время в их Богородском имении, селе Никольском, Здехове в церкви Святителя и Чудотворца Николая, а также в другой подмосковной близ Троице-Сергиевой Лавры в селе Воздвиженском в церкви Воздвижения Креста Господня, —  Дмитрий Фомич Борисов.  Д.Ф. Борисов был  автор проектов многих церковных зданий в Москве и Московской губернии, московский губернский архитектор.   А новый хозяин - штал­мейстер С.И. Муханов -  был человеком верующим и богомольным, имевшим «эстетический вкус в архитектуре и живописи».

                Не исключено, что именно «эстетический» вкус Муханова и был отражен в

новом декоративном убранстве  трапезной и колокольни Троицкой в Воронцове церкви, в котором зодчий ввел черты, свойственные архитектуре позднего классицизма.

               Не смотря на искреннюю приверженность к вере,   отношения Троицкого клира с новым помещиком были далеки от идеальных.  И камнем преткновения стал земельный вопрос. С.И. Муханов оспорил межевание, произведенное в пользу церкви князьями Волконскими, и говорил об этом с митрополитом Филаретом, с коим дружил.

             По свидетельству Марии Сергеевны Мухановой, сделанному в 1853 году, «когда Батюшка объяснился с Вами об этом, Вашему Высокопреосвященству угодно было сказать ему, чтобы он земли не отдавал церковнослужителям и чтоб, если они настоятельно будут требовать, дать им знать, что в таком случае капитал может отойти от церкви и поступить в другое ведомство. Ваши милостивые слова до сих пор ограждали нас от всяких требований» .  

      В этом же  1838 году причт Троицкой в Воронцове церкви обращался в Консисторию с просьбой о защите «от самовольного действия помещика того села генерала Муханова, приказавшего своим крестьянам пользоваться церковною землей».    Московские епархиальные власти посоветовали причетникам «обратиться к благопопечительности владельца, испросить у него  приличный  участок  земли  усадебной».  На это обращение последовал ответ - Мухановы  отдали  в  пользу церкви полдесятины земли под сад.

          На этом трения притча и хозяев Воронцова не закончились.  В 1849 году благочинный о. Алексий Синайский жаловался в Консисторию на М. С. Муханову с сестрами, что она владеет церковной землей, «не производя за нее ничего причту», содержание которого «весьма скудно» .    К тому времени в приходе Троицкого храма состояли 13 крестьянских дворов с населением 60 душ мужского пола и 57 женского. В усадьбе Мухановых, «которые здесь не живут», проживали дворовые крепостные люди, вольноотпущенные господина Гедеонова, московские мещане и военные чины. В ответ на претензии о. Алексия М. С. Муханова отвечала, что «церковнослужители живут в домах, нам принадлежащих, которые мы поддерживаем и отапливаем, следственно не имеют права и на усадебную землю, а прочим они имеют на нашей земле огороды и сады, коими беспрепятственно пользуются» .    

          Благочинный оспорил слова помещицы и в клировой ведомости 1851 года писал, что каменные дома причта «приходят в ветхость так, что в зимнее время жить в них невозможно по холоду, принадлежности к оным деревянные так же ветхи». В записке о положении причта Троицкой церкви в селе Воронцове, составленной в Консистории в 1854 году, отмечалось: «Сверх положенного капитала 15 800 рублей ассигнациями, с которого причт получает проценты в свою пользу 790 рублей. Сверх того пользуются: помещением в господских домах с отоплением; име­ют свои сады и огороды; получают 300 пудов сена; 85 рублей ассигнациями за годовое поминовение». В ответ о. Алексий, по просьбе митрополита Филарета, по пунктам описал истинное положение Троицкого причта, которое приводим полностью:

 

«1. Хотя помещение имеет он священник в помещичьем доме, но в зимнее время по причине ветхости покоев, остающих ныне без всякого призрения, терпит крайнюю нужду с многочисленным семейством и отопление для покоев получает несвоевременно и притом самое скудное, состоящее из сырого хвороста.

Огорода не имеют ни священник, ни причетники по неудобству земли к оному, а сад, хотя священник имеет, но по причине близ оного растущих огромных деревьев, производящих тень в оном, получает от него весьма малую пользу. Да и сад занимает пространство земли на четверть десятины.

Сена 300 пудов получает священник с причтом весьма худого качества, притом несвоевременно.

85 рублей ассигнациями за годовое поминовение и служение в пяток каждой седмицы заупокойной литургии и по окончание оной панихиды священник с причтом получает так же несвоевременно.

    5.   100 рублей ассигнациями помещица Муханова жалует дочери священника, как своей крестнице, на одежду, впрочем,  не без затруднения, да и  в недавнем времени такую милость не оказывала.

 

6. Получают ли причетники какое вспомоществование, священнику неизвестно. Но пахотная земля в количестве 33 десятин имеет свойство глинистое, удобное для делания кирпича и по близости их к Столицы, ибо отстоит от Калужской заставы на 5 верст, может быть отдаваема в арендное содержание с значительной пользой для причта».   Забегая вперед, скажем, что эта идея применения  глинистой почвы еще найдет свое реальное воплощение!

          В августе 1855 года настоятелем Троицкого храма в Воронцове назначили священника Михаила Васильевича Третьякова. Спорное дело с помещицей закончилось примирением в 1856 году, после того, как она внесла в Опекунский совет 2000 рублей серебром с выдачей процентов в пользу причта за владение церковной землей, и с этого времени решено считать «причт Троицкой в селе Воронцове церкви, состоящим на ружном положении» .     Возможно, что уход на покой о. Алексия Синайского, более 20 лет боровшегося с произволом Мухановых, был одним из условий полюбовного договора церкви и владельцев усадьбы. Воронцово перестало быть центром благочиния, который перешел к храму святых Апостолов Петра и Павла в селе Ясеневе.

 

           Вторая половина XIX столетия не оставила сколько-нибудь интересных документов по истории храма Живоначальной Троицы в Воронцове. Меняются владельцы усадьбы — вместо родовитой и богатой знати имение переходит во владение промышленников и разбогатевших дельцов. С 1867 по 1880-е годы усадьбой владел московский купец 1-й гильдии и фабрикант Григорий Михайлович Сушкин, выбранный церковным старостой Свято-Троицкого храма. С его именем связан интересный факт передачи в Оружейную Палату древнего знамени начала XVII века, хранившегося в ризнице приходской церкви.                  

           Остановимся на этом подробнее.  

           В апреле 1883 года настоятель о. Михаил Третьяков и церковный староста М. Г. Сушкин обратились в Оружейную Палату с согласием отдать образ Спасителя на полотне (знамя), относящийся ко времени князя Пожарского, на хранение, с условием: «так как наш храм по малочисленности прихожан беден, то весьма желательно было бы взамен означенного знамени получить для церкви вознаграждение со стороны Московской Оружейной Палаты» .     

          Оружейная Палата в свою очередь в письме к митрополиту Московскому и Коломенскому Иоанникию (Рудневу) просила разрешения: «В селе Воронцове, отстоящем от Москвы в 3 верстах, находится знамя, подобное знамени князя Пожарского, неизвестно откуда, когда и как поступившее, в церковной же описи оно записано «Образ Спасителя, писан на материи».  Судя по месту, занимаемому сим изображением (он висит на стене, над дверью), и по неимению исторических данных поступление этого образа, едва ли представляет для храма интерес его хранения, между тем в Оружейной Палате хранятся как драгоценности исторического значения много русских старинных знамен с изображенными на них иконами, почему для пополнения этой редкой коллекции осмеливаемся обратиться к Вашему Высокопреосвященству признать возможным означенное знамя передать для хранения в Оружейную Палату, где оно будет иметь большое значение для русской истории» .      

            В мае   1883   года   знамя из Воронцовского храма доставили в Оружейную Палату, а в феврале 1884 года Московская дворцовая контора выдала церковному старосте Троицкой церкви М. Г. Сушкину Высочайше пожалованные 150 рублей «за принесенное в дар Оружейной Палате древнее знамя».

            К сожалению, в документах передачи не сохранилось подробное описание или изображение этой уникальной святыни, скорее всего, пожертвованной в храм князьями Репниными, предки которых отличались ратными подвигами в истории России, участвуя во многих сражениях русской армии в XVII — XIX столетиях. Не дошло до наших дней и подробное описание  церковно-ризничного имущества Троицкого в Воронцове храма, за исключением краткой описи 1920-х годов.

       В конце XIX века имение продолжает менять владельцев: от Сушкиных оно переходит торговой фирме «Карл Тиль и К», затем купцу А. И. Вахрушеву. На средства последнего в марте 1909 года в Троицком храме поменяли деревянные полы .       В 1911 году усадьбу при селе Троицком, Воронцово тож  Зюзинской волости Московского уезда купил за 250 ООО рублей московский юрист, присяжный поверенный Евгений Адамович Гринбаум, проживавший в Москве на улице Большая Полянка, 54. Ему принадлежало 244 десятин 1446 квадратных сажен земли, из которых находилось усадебной — 36 десятин, с старинным парком, огородами и ягодниками, с 40 постройками, из которых 15 были каменные.        

      Следует заметить,  что именно  Е.А. Гринбаум осуществил идею, высказанную еще в 1855 году настоятелем Троицкого храма о. Алексием Синайским, и в 1912 году построил на бывшей церковной земле в «местности, что при селе Троицком, Воронцово на 6 версте Калужского шоссе», кирпичный завод «с обслуживанием потребности имения и производительностью на 500 ООО кирпича» .       

        В декабре 1905 года настоятеля Свято-Троицкой церкви в Воронцове протоиерея Михаила Третьякова Высочайше наградили «за 50-летнюю службу в священническом сане орденом святого Владимира 4 степени»… 

      

          После кончины настоятеля М. В. Третьякова, прослужившего в Троицком храме 55 лет, в 1909 году по благословению митрополита Московского и Коломенского  Владимира (Богоявленского) к Троицкой церкви назначили нового священника Николая Васильевича Архангельского. Сын диакона из Московской губернии, о. Николай закончил в 1892 году Московскую духовную семинарию и вскоре был рукоположен в сельский храм Дмитровского уезда. Обладая хорошими педагогическими способностями (он начинал свой путь как преподаватель церковно-приходской школы, а затем служил надзирателем в духовной семинарии), о. Николай проходил должность законоучителя в земских и церковно-приходских школах вверенных ему приходов.

       За беспорочное служение в Троицком храме он был награжден  Епархиальными властями скуфьей (1910 год) и камилавкой (1915 год). Псаломщиком в Воронцове состоял с 1906 года Николай Петрович Горский, поступивший на приход сразу же после участия ратником в русско-японской войне 1904— 1905 годов. До войны он обучался в Перервинском духовном училище. С 1911 по 1916 год церковным старостой Троицкого храма избрали уроженца села Воронцова, выпускника московского Коммерческого училища, поручика Киевского гренадерского полка Алексея Васильевича Круглова.

 

       В 1909 году Троицкий приход посетил преосвященный епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов). По клировым ведомостям за 1911 — 1913 годы в числе обитателей церковной «поповки» упоминаются престарелые вдовы священника и псаломщика Троицкого храма Мария Георгиевна Третьякова и Мария Николаевна Кистрина.

        В 1910 году население в Троицком приходе состояло из 229 человек. Кружечных доходов в церковь собиралось всего 70 рублей 50 копеек в год…

       Этих скудных средств и  процентов  с денег, которые положили в банк в пользу причта Репнины и Мухановы,  явно не хватало, положение священника и псаломщика было «недостаточное».

         К 1910 году относится одно из немногих дошедших до нас описаний Свято-Троицкой церкви, сделанное по предписанию Страхового отдела Святейшего Синода. Его составил о. Николай Архангельский по присланной форме.     

Приводим      его     полностью: «Длина церкви, считая и колокольню 7 сажен 2 аршина, наибольшая ширина 8 сажен, высота до верха карниза 2 сажен, на церкви имеется одна большая глава и одна малая на колокольне, больших окон 12, малых окон в куполе 3, двери 3 деревянные, 1 железная, иконостас центральный части длиной 4 сажен, высо­той 2 сажен 1 аршин, иконостас в приделе длиной 7 аршин».   

             В последней из сохранившихся клировых ведомостей Троицкого храма второго благочиннического округа церквей Московского уезда за 1916 год содержатся следующие сведения о Троице-Воронцовском приходе: «каменная двухпрестольная церковь с колокольней, вся теплая, крыта железом, в твердости, причт состоит из священника и псаломщика, при церкви числится 2 десятины усадебной земли, причт имеет жительство в каменных ветхих домах», в собственности Е. А. Гринбаума.  

            Кроме собственно церковного здания, Троицкой общине принадлежали деревянные сторожка и дровяной сарай. Церковным старостой с 1916 года состоял крестьянин села Воронцова Андрей Яковлевич Шевелев. С началом Первой мировой войны псаломщика Н. П. Горского призвали в действующую армию. Всего в приходе Троицкого храма незадолго до революционных событий находилось 42 двора с населением 213 человек.

Глава V. Послереволюционное время.

 

  § 5.1. Закрытие храма.

         Большевистский переворот и непрекращающиеся гонения на веру и церковь оставили трагический след в истории Свято-Троицкого храма в Воронцове, превратив храм в место запустения и руины. Первоначально, в 1920-е годы, «община Свято-Троицкого храма в селе Воронцове Зюзинской волости Ленинского района», как называлась она в регистрационных документах, получила легализацию от новых властей. В июле 1925 года состоялось подписание договора между местным отделом милиции и приходским советом.

        Известно, что Троицкая община в Воронцове во главе с настоятелем активно участвовала в уездном Помголе (общественный Всероссийский комитет помощи голодающим (ВКПГ)), собирая средства на помощь голодающим Поволжья.  Однако, по решению  властей, 27 апреля 1922 года состоялась конфискация церковных ценностей, акт которой подписал представитель уездного Совдепа и глава приходской общины священник Н. В. Архангельский. В   реестре конфискованных церковно-ризничных вещей упоминалось 34 предмета из вызолоченного серебра: доски, угольники и застежки с евангелий, кадило, дарохранительница, ковшики, тарелки, чаша с крышкой и другие ценности. Троицкому религиозному обществу  - так теперь назывался приход -  по договору с Московским уездным Совдепом передавались в пользование «кирпичная одноэтажная церковь с кирпичной же церковной сторожкой 7x7 аршин». Со стороны верующих договор подписали 30 активных прихожан, из которых особенно выделялись семьи Заварзиных, Шевелевых, Черновых, Хромовых. Председателем собрания верующих Троицкого прихода избрали Андрея Федоровича Сорокина, секретарем — Сергея Степановича Заварзина.

        Причт храма с 1917 по 1929 годы состоял из двух человек: настоятеля Николая Архангельского (в1925 г. его возраст показан 51 год) и вернувшегося с войны псаломщика Николая Горского. 

          Из описи церковно-ризничного имущества Свято-Троицкого храма, датированной 1925 годом, в церкви находился центральный иконостас «двухъярусный, отделан под мрамор, с колоннами, царские врата резные, позолоченные, иконостас завершается четырехконечным крестом большого размера». Придельный, Сергиевский, иконостас был «одноярусным, резным, вызолоченным, с резными вызолоченными царскими вратами». Все иконы в иконостасах были живописной работы. В отдельных дубовых, с бронзой, киотах помещались чтимые иконы Явления Божией Матери преподобному Сергию и Донской иконы Божией Матери. В местном ярусе главного иконостаса по правую сторону царских врат располагался храмовый образ Святой и Живоначальной Троицы мерой 2 аршина 4 вершка на 2 аршина 1 вершок. Из ризничных вещей, оставленных комиссией Помгола в церкви, упоминались серебряные вызолоченные богослужебные сосуды, напрестольный крест, дарохранительница и дароносица. На колокольне висели 5 колоколов, из которых большой был весом 35 пудов, а самый маленький — 20 фунтов.

       Православная община в Воронцове строго держалась Патриаршей церкви, не уклоняясь ни в какой раскол.

         В конце 1920 — начале 1930-х годов храм закрыли, духовенство репрессировали.              

         Здание храма заняли под механические мастерские свинсовхоза ОГПУ НКВД.

         Часть икон и ризничных вещей удалось передать в церковь Михаила Архангела села Тропарева, которая, в свою очередь, была закрыта в 1935 году после смерти настоятеля о. Василия Михайловича Лебедева и занята под нужды совхоза, позже — механическим заводом. В феврале 1944 года Воронцовское сельское потребительское общество просило разрешения Ленинского райсовета использовать помещение церкви в селе Воронцово под склад, «так как это помещение в данное время никем не занято».         2 марта 1944 года вышло  решение Ленинского РИК : «Вследствие необходимости Воронцовскому сельпо помещения под производственное предприятие, Исполком решил, согласно просьбе, пустующую в настоящее время Воронцовскую церковь передать Воронцовскому сельпо »

 

§. 5.2.    2- половина 20 –го века

        В хрущевскую «оттепель», когда совхоз в Воронцове был ликвидирован, местные власти передали церковное здание под цех фабрики игрушек.

        К этому же времени относится попытка местных жителей села Воронцово Ленинского района открыть православный приход. Вера в людях не оскудела и ожидала своего явления.

         В 1956 году, по инициативе жительницы села В.М. Комаровой, было подано заявление на имя уполномоченного по делам Православной Русской Церкви по Москве и Московской области А. А. Трушину с просьбой открыть приход при кладбище.     

          Вот несколько выдержек из этого документа смелых и честных людей, не побоявшихся в годы гонений назвать свои имена: «Каждый из нас давно живет в этом селе и у каждого из нас есть свои особые исторические связи. Одной из таких связей является то, что у многих из нас похоронены родные и близкие на кладбище, которое по состоянию не запущено и ведется определенным порядком. На этом кладбище стоит здание церкви, на которой, между прочим, прикреплена доска "Памятник архитектуры". Для нас он также является памятником, хотя церковь и не действующая, но пожилые люди села относятся к ней с уважением и оберегают ее, как увековечивание памяти. Нужно сказать, что кладбище примыкает к лесу, а церковь стоит на его опушке. В определенные дни каждый, имеющий связи с кладбищем, приходит к могилам своих родных и всегда привык видеть молчаливую церковь, будто скорбящую с каждым из нас».   

     Как и на большинство подобных заявлений,  черствый советский  чиновник отправил формальную отписку с отказом.  Фабрика игрушек благополучно просуществовала еще более 10 лет, способствуя дальнейшему разрушению «памятника архитектуры».

       В 1960 году Воронцово вошло в черту Большой Москвы, и в районе бывшего села начинается массовая  жилая застройка. Сносятся деревянные дома местных жителей, переселенных в новые квартиры. В 1970 — 1980-е годы вокруг усадьбы возводится многоэтажный микрорайон, получивший на­звание «Воронцово».

       Последним актом вандализма «советской эпохи» в Воронцове стало уничтожение приходского кладбища под гусеницами бульдозеров для «благоустройства» территории усадьбы в канун Олимпиады-80 в Москве. В  это время был уничтожен надгробный памятник, стоявший у алтаря храма. Надпись гласила: «Протоиерей Михаил Васильевич и Мария Егоровна Третьяковы. Служение их при сем храме было 55 лет. 1855-1909.»   Это воспринималось уже как некий финал. Развалины, голые кирпичные стены без кровли не напоминали Троицкий храм, а казались остатками какого-то хозяйственного строения в усадебном парке. Большинство прохожих не догадывались, гуляя или пробегая мимо «живописных развалин», о былой жизни этого места, давшей ему Святое название в честь Живоначальной и Нераздельной Троицы и находившееся под покровительством заступника и молитвенника Земли Русской преподобного Сергия Радонежского. И чудо случилось!

 

                             Глава  VI. Восстановление приходской жизни в наше время.

 

          В начале 1990 года православные жители микрорайона «Воронцово» стали собирать подписи с целью открыть приход. И тогда же, 12 февраля 1990 года, указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена настоятелем Свято-Троицкого храма в Воронцове был назначен протоиерей о. Сергий Поляков, ранее служивший в церкви Обновления Храма Воскресения Христова на Арбате (Иерусалимское Патриаршее подворье).

           Выпускник Московских Духовных школ, протоиерей Сергий происходит из потомственной семьи священников. Он внук известного в 1920 — 1930-е годы московского священника - новомученика и исповедника о. Владимира Медведюка, который совершал служение в храме Святителя Митрофана Воронежского в Петровско - Разумовском проезде. Ценой ареста и репрессий о. Владимир отстоял этот храм от посягательств обновленцев, прошел Соловецкий лагерь особого назначения и, подобно многим российским мученикам и страстотерпцам XX века, претерпел мученическую кончину на Бутовском полигоне в декабре 1937 года.

         Отец настоятеля — митрофорный протоиерей, инвалид Великой Отечественной войны, награжденный многими боевыми орденами, Руф Поляков — служил настоятелем разных храмов Московской епархии и последние годы в церкви Святой и Живоначальной Троицы в селе Троицком на Истре Истринского района Московской области.

 

     Зимой 1990 года на месте храма в Воронцовском парке можно было увидеть лишь руины с грудой мусора и кирпича. Вначале настоятель  даже не мог найти местонахождение своей церкви, и лишь расспросы у местных жителей помогли ему увидеть все, что осталось от Святыни. Первоначальная растерянность ушла. Места для уныния не было, и, по словам о. Сергия, Господь призывал возделывать  Свою ниву.

         23 мая 1990 года на развалинах «памятника архитектуры» о. Сергий совершил первое богослужение. И с этого времени службы проводились регулярно. Каждую субботу и воскресенье здесь служились молебны и панихиды, несмотря на погоду — и в дождь и в снег.  Вместо свода и купола храма над прихожанами открывалось небо, и туда неслись первые слова молитв и воздыханий, а ветер, как бы в ответ, колыхал огонь свечей, с трудом прикрепленных к разбитым кирпичам стен здания.

        А сколько трудностей возникло в те дни! Не было книг, утвари, облачений. И первым откликнулся настоятель Никольского храма, что на Преображенском кладбище Москвы, протоиерей Леонид Кузминов. Он подарил храму полный комплект богослужебных книг годового круга, венцы, а Церковный совет перевел денежные средства. И в дальнейшем этот храм не оставлял своим вниманием и участием Троицкий приход.

           Большими помощниками настоятелю стали многие прихожане арбатского храма, ушедшие за своим пастырем поднимать новый приход. Главной задачей начала строительства стал сбор средств и необходимых материалов. Церковный совет разослал в 1990 — 1991 годах более 80 писем в разные организации с просьбой о помощи, которая не замедлила явиться. Исполнение проектной документации по восстановлению Троицкой церкви взял на себя институт «Госхимпроект».   Проект восстановления разрушенного здания храма выполнил московский архитектор-реставратор Н. Г. Мухин.

      В 1991 году первые строители во главе с В. Н. Киселевым (МП «Возрождение») начали возводить стены храма, пристроили алтарную апсиду.

      К 1992 году восстановили купол и крест с титановым покрытием, выложили мрамором пол в храме и алтаре, соорудили из бело-голубого мрамора престол; в 1993 году провели теплотрассу.

       Во время проведения работ по устройству фундамента алтаря, были найдены останки и восстановлена могила протоирея Михаила Третьякова

      1 октября 1991 года, спустя почти 60 лет, протоиерей Сергий совершил в храме Живоначальной Троицы в Воронцове первую Божественную литургию. (Фотографии внешнего вида храма того времени представлены в разделе сайта http://troizavoronzovo.prihod.ru/32___goda_prikhodu/view/id/1209311  )

 

     В 1994 году, после четырех лет восстановительных работ, храм преобразился: возобновлен внутренний и внешний облик здания, с водруженным сверкающим крестом, сделаны прекрасные киоты для местночтимых икон, построена заново небольшая колокольня.

      К 1995 году Троицкий храм приобрел благолепный вид: вокруг церкви возвели фундаментальную ограду, благоустроили территорию (разбили цветники, газоны).

     4 января 1995 года в Успенском соборе Московского Кремля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II «За усердное служение Церкви Божией и инициативу по организации строительных работ, связанных с восстановлением уничтоженного храма и усердное служение в нем с момента его открытия»  наградил протоиерея Сергия Полякова Крестом с украшениями.

   В 1995 году община приступила к росписи храма, а 1996 году был установлен иконостас. С осени 1991 года при Свято – Троицком храме  открыта воскресная школа, в которой опытные преподаватели обучают детей Закону Божию, истории церкви, церковному пению, православной архитектуре и рисованию, бисероплетению.

 

     С первых служб далекого 1990 года в храме трудится регент Т. Б. Шувалова, создавшая хороший певческий коллектив. Долгое время на богослужениях она безвозмездно пела вдвоем с Е. В. Крупиной, так как многие профессиональные певцы боялись суровых «климатических» условий разоренного храма и отказывались от работы. Затем образовался квартет.

        С 1995 года в церкви устроили хоры, с которых состав из 7 человек исполняет  сложные  хоровые  произведения  Бортнянского,  Чеснокова  и  других известных православных композиторов.

        Из учащихся воскресной школы в Свято-Троицком приходе собрался замечательный детских хор, состоящий в настоящее время из 14 детей от 6 до 15 лет. Они обычно участвуют в богослужениях великих праздников Рождества Христова, Пасхи, в храмовый день Святой и Живоначальной Троицы. Особенное впечатление производят детские голоса, исполняющие рождественские ирмосы. Дети также являются участниками рождественских спектаклей на устраиваемой ежегодно в Троицком приходе праздничной елке.

       К сожалению, материальные трудности нашего времени не позволяют приступить к постройке необходимого для обширного прихода церковного дома, в котором помещались бы баптистерий, ризница, воскресная школа, библиотека, служебные кабинеты. Сейчас все занятия воскресной школы идут в самой церкви и в небольших подсобных помещениях — вагончиках.  Для рождественских елок уже несколько лет предоставляет помещение местный детский сад. Проект церковного дома в стиле, близком архитектуре Троицкого храма, существует уже давно, и приход надеется в ближайшее время с помощью благотворителей приступить к его постройке.

 

      В 2007 году Троицкий приход торжественно отметил 200-летие храма.

      Церковь снаружи и внутри отреставрирована, будто никогда не было десятков лет поругания.