храм Живоначальной Троицы в Воронцове г. Москва - Осенние каникулы на острове Крит
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Осенние каникулы на острове Крит

В период школьных осенних каникул клирик храма Живоначальной Троицы в Воронцове иерей Алексей Алексеев сопровождал группу учащихся и преподавателей московской школы №49 в экскурсионной учебно-воспитательной поездке на о. Крит (Греция). Участники поездки – учителя, школьники и родители – в большинстве являются прихожанами храмов Юго-Западного округа, а сами классы позиционируются руководством школы как классы с углубленным изучением православия. По инициативе родителей организаторы мероприятия обратились через директора школы на имя Преосвященнейшего  епископа Дмитровского Феофилакта, управляющего Юго-Западным викариатством города Москвы, с просьбой направить священника Алексея Алексеева для руководства участников поездки в духовных вопросах.
Иерей Алексей на протяжении нескольких лет проводит в начальной школе классные часы, посвященные православной культуре и основам христианской нравственности. С 2013 года он назначен ответственным методистом от храма Живоначальной Троицы в Воронцове за представление на родительских собраниях в ГБУ СОШ №49 модуля Основ Православной Культуры в рамках предмета ОРКСЭ. В качестве методической помощи преподавания модуля силами прихода организуется посещение храма Живоначальной Троицы в Воронцове, экскурсии в храмы, монастыри, исторически и культурно значимые места  Москвы и Подмосковья.
Совместно с руководителями поездки была разработана программа, в рамках которой предполагалось посещение православного монастыря в воскресный день, молитва за богослужением с исповедью и Причащением Святых Христовых Таин участников поездки, ознакомление с историей Православия на о. Крит.
Накануне поездки в воскресный день 26 октября 2014 года участники поездки почти в полном составе, несмотря на заботы и хлопоты по укладке вещей, собрались после Божественной Литургии в храме Живоначальной Троицы в Воронцове, где отец Алексей отслужил молебен о  путешествующих.
На следующий день, в понедельник 27 октября в 10 часов утра к метро Новоясеневская, где собралась группа и провожающие родители, были поданы два автобуса. Началась посадка. Детям розданы бэйджи, где указаны имя и фамилия на латинице, а также расположение и название отеля. Такие же бэйджы привязываются к чемоданам. Участники пропевают молитву «Царю Небесный…», и автобусы отправляются. Выезжаем на МКАД и попадаем в непрерывную пробку. Двигаемся очень медленно. Учителя волнуются, и дети тоже переживают, что самолет улетит без них. Водитель ставит детям хороший фильм, благодаря которому двухчасовой путь проходит незаметно.
В аэропорту сдаем багаж, проходим паспортный и таможенный контроль. Для многих детей это первый в жизни авиаперелет, да еще и без родителей. Постоянно напоминаем им, чтобы держали внимание, следили за учителем и не теряли вещи и билеты.
 Объявляют посадку, рассаживаемся и занимаем половину самолета. Взлетаем. Самолет сильно накреняется при развороте, и в иллюминаторы видна неохватная земная даль лесов, полей, рек и строений. Радость у детей через край.
Везут напитки, и дети берут по несколько стаканов. Сначала стюардессы-гречанки не хотят отказывать малышам и надолго задерживаются в нашей части самолета, пока наконец не вмешиваются педагоги. Самолет делает крюк над Украиной, Румынией и Болгарией, и поэтому моря не видно. Дети устали от долгого сидения, поднимается шум.  

 Самолет идет на посадку и приземляется в Афинах, где у нас стыковка рейсов. В аэропорту мы объявляем детям, что необходимо перевести стрелки своих наручных часов на афинское время, по которому будет выстраиваться распорядок нашего дня на Крите – крупнейшем острове Греции. 
Пересадка в Афинах проходит спокойно. Снова взлетаем, короткий перелет. Под нами Критское море, но за иллюминатором уже темно. Появляются огни. Это столица Крита  Ираклион – колыбель проевропейской цивилизации – цель нашего путешествия. 
 В аэропорту нас встречает сотрудник турфирмы Виктория. Виктория, по специальности биолог, окончившая Ростовский университет и живущая в Греции, предложила интересную программу. Все, что взрослые обычно слышат во время экскурсий о древней истории Крита, о сельском хозяйстве – жизни населения от этой благодатной земли, о рельефных, географических, климатических и других особенностях острова, дети должны были узнать через занятия, сочетающие теорию и практику: собирать оливы и фрукты, готовить масло, пасти и стричь овец, работать в гончарной мастерской, участвовать в раскопках, делать зарисовки, фотографии, вести дневник. Средиземноморский климат и близость моря обеспечивали оздоровительную составляющую лагеря. Последний фактор стал решающим для многих родителей, которые понесли финансовое бремя поездки, отправив своих детей. 
 Двухэтажный автобус доставил нашу группу из аэропорта в приморский курортный городок Херсонисос, принадлежащий области Ираклион и расположенный на северном побережье острова в 26 километрах от столицы. По узким улочкам мы выехали за черту города к нашему отелю, который построен на одном из участков, где городские жители выращивают оливы. Прибыльный туристический бизнес понемногу вытесняет оливковые рощи, но пока отель окружен ими со всех сторон. Узенькая тропа ведет к пляжу, до которого пять минут ходьбы. Хозяин отеля предлагает нам ужин, после которого происходит расселение по номерам и отбой.
Наш лагерь разделен на три возрастных группы в зависимости от класса – младшую  (третьеклассники), среднюю (четвертый и пятый классы) и старшую (шестой класс) – численностью  по 20-25 человек. Программа предполагает, что каждая группа на своем транспорте и с персональным экскурсоводом последовательно поучаствует во всех мероприятиях, не встречаясь на них с другими группами. 
 

 Каждый день начинался с зарядки на площадке перед корпусом отеля или на пляже с последующим купанием, в зависимости от погоды, которая во время нашего пребывания не слишком располагала к водным процедурам: температура воздуха всегда была ниже 21 градуса – той температуры, до которой прогрета морская вода.
  Но с одобрения детского врача и учителя физкультуры из числа родителей, которые были  с нами  в поездке,  дети  понемногу,  но почти регулярно купались в море или, если волны были слишком сильные, в открытом бассейне с пресной водой на территории отеля, восхищая своим бесстрашием хозяев-греков, а учителей иногда заставляя плотнее кутаться в осенние куртки.


 

   Первая экскурсия была посвящена Кносскому дворцу, который был построен в период расцвета минойской цивилизации около 1900 года до н.э. Дети средней группы внимательно слушали экскурсовода Александра – русского учителя истории, живущего на Крите. Они записывали важные факты и объяснения, старались находить ответы на вопросы Александра, разбирались в устройстве и назначении помещений дворца, а самое главное, должны были найти в себе чувство удивления перед жизнью этих людей, чьи облики и занятия запечатлены на фресках, угадываются по предметам обихода, в размерах архитектурных элементов помещений. Экскурсовод прежде всего хотел обратить внимание детей на то, как люди, пользуясь благодатной критской землей и живя в гармонии с ней, достигли благоденствия и высокого развития своего общества, о котором сохранились легенды и предания до новейших времен и благодаря которым эта цивилизация была открыта. 
Дети искали и зарисовывали загадочные знаки критской писменности, часто неприметно высеченные на каменных плитах, и которые еще ждут расшифровки и прочтения, чтобы поведать об этой цивилизации. По  окончании урока дети должны были ответить на вопросы Александра, и самые внимательные получили ценные призы.

 На следующий день тема древностей была продолжена посещением археологического музея города Ираклиона, где ребята увидели экспонаты, найденные в Кноском дворце и в других местах Крита. Они зарисовывали в свои путевые альбомы понравившиеся предметы обихода, утвари, оружия, украшений, разгадывали их назначение, копировали надписи и подолгу рассматривали прекрасные фрески. Экскурсовод объяснил, как экспонаты, найденные при раскопках, собираются реставраторами по кусочкам и талантливо дополняются в местах недостающих фрагментов путем сопоставления с подобными предметами или изображениями. По окончании осмотра дети с помощью учителей выбрали сувениры, чтобы подарить родным по возвращении. 

   После приезда в отель и обеда археологическая тема продолжилась на пляже. Александр рассказал о профессии археолога, об истории частично скрытого морем города Херсонисоса, тоже достаточно древнего, но существенно моложе Кносса. Затем детям было предложено стать археологами и провести настоящие раскопки в песке на пляже, где сын Александра Даниил предварительно спрятал части специально расколотой «древней» утвари. Были выданы инструменты и инвентарь, составлен план раскопок, распределены специальности. Ребята без сомнения понимали игровой характер задания, но копали с усердием в надежде найти здесь и то, что взрослые не закапывали - настоящие артефакты города Херсонисоса. Все кусочки были найдены, очищены, зарисованы и рассортированы, а затем из них дети воссоздавали изделия. 

  После окончания работ, которые производились в сложных метеорологических условиях, ребятам предстояло научится самостоятельно чистить и сушить свою одежду и обувь, чтобы приготовить ее к следующему дню.