храм Живоначальной Троицы в Воронцове г. Москва - «Подвиг священнослужителей во время ВОВ на примере архимандрита Кирилла Павлова и протоиерея Руфа Полякова»
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

«Подвиг священнослужителей во время ВОВ на примере архимандрита Кирилла Павлова и протоиерея Руфа Полякова»

        Досточтимый старец Свято - Троицкой Сергиевой Лавры архимандрит Кирилл (Павлов), обретший всероссийскую славу, родился 8 октября 1919 года в  день преставления преподобного Сергия Радонежского  в крестьянской, верующей семье на Рязанщине.

          По окончании средней школы в 1933 году он поступил в Касимовский индустриальный техникум и в 1937 году окончил его.

       В  1938 году, Ивана Павлова призвали в армию и направили служить на Дальний  Восток на  берег залива Петра Великого.

       В октябре 1941 года батюшка должен был демобилизоваться, но этого не случилось. Был воскресный день, 22 июня. Они с другом находясь в увольнении, сидели на берегу залива и вдруг увидели, как забегали люди. Поднялись на набережную, а там кричат: «Война, война!»  Так  они встретили начало войны.

       В сентябре их часть эшелоном отправили на фронт. Ехали два месяца, в Москву прибыли в ноябре. Стояли сильные морозы. В Москве формировались воинские части, и сержант Иван Павлов попал в противотанковый расчет на Волховский фронт.

        В боях у станции Бологое он получил первое ранение, последовала госпитализация. После выздоровления он участвовал в боях за Воронеж, Тамбов, Липецк и Сталинград.

        В Сталинградской битве сержант Павлов принимал участие в составе 10 - й механизированной бригады.

        О Сталинграде батюшка вспоминал, что это был «то ли ад, то ли печь огненная»… 

        Началась артподготовка. Сколько было огня! От Сталинграда вообще ничего не осталось. Ни одного уцелевшего дома, все было в руинах.

       После окончания боев воцарилась мертвая тишина. Зима, мы несли посты и разбирали трупы – отделяли немцев от наших и хоронили в братских могилах. Тогда я нашел в развалинах  одного дома Евангелие и стал его читать.  Вспомнил, что у нас в церкви служил батюшка, что были гонения и храмы закрывали. Подумал: « «Может быть, есть еще школы, где готовят священников?»  Тогда дал себе обет: «Если останусь живым, посвящу себя на служение Богу, пойду учиться» ».

       Потери были огромные, от армии оставалась только часть, и после Сталинграда стали формироваться новые подразделения. 

       Встал вопрос о вступлении в партию. Сержант Иван Павлов как верующий человек вступать отказался.

        После битвы под Сталинградом участникам боев раздавали награды. Но Иван Павлов из-за отказа вступать в партию никаких наград не получил. Затем они освобождали украинские города, Молдавию, Румынию, Венгрию.

   «Наш самоходный полк прошел Румынию, попал в Венгрию – вспоминал отец Кирилл, - сильные бои были возле озера Балатон. Потеряли 20 самоходок, но мне с Евангелием было не страшно… Дошел до Австрии». В Венгрии сержант Павлов получил второе ранение в боях у озера Балатон. Лечение проходило в Тамбове. По мнению старца война была попущена Богом, что бы призвать народ к покаянию, и когда люди снова обратились к вере, то произошел перелом в войне в нашу пользу. Отец Кирилл вспоминал, как, находясь в Тамбове в воскресный день, он зашел в единственный вновь открытый храм: «Собор весь был голый, одни стены…Народу – битком. Я был в военной форме, в шинели. Священник отец Иоанн, который стал впоследствии епископом Иннокентием Калининским, такую проникновенную проповедь произнес, что все, сколько было в храме народа, навзрыд плакали. Это был сплошной вопль…  Стоишь, и тебя захватывает невольно, настолько трогательные слова произносил священник».                      

       Окончание войны Иван Павлов встретил в Австрии. Радость была великая, но и летом и осенью 1945 года его еще не демобилизовали. Их часть отправили на Западную Украину, где  по словам батюшки, там еще много наших солдат погибло. Бандеровцы по ночам подкрадывались и вырезали целые караулы.

       Демобилизовали его только в декабре 1945 года. Он приехал в Москву.  В Елоховском соборе  узнал, что открылись богословские курсы в Новодевичьем монастыре. Он поехал туда в военной форме. Проректор о. Сергий Савинский радушно встретил его и дал ему программу вступительных экзаменов, на которых, он успешно написал сочинение на евангельскую тему, чему помогло постоянное чтение Священного Писания.

        Получив вызов с извещением о зачислении, «шинель снял и в фуфайке поехал» на учебу. В 1946 году в семинарию было принято 79 учащихся, и среди них будущий архимандрит Кирилл.  С самого начала обучения батюшка отличался скромностью, постоянной молитвой и частым посещением богослужения.

      В 1948 году Духовная школа сменила место своего пребывания, переместившись из Москвы в Троице – Сергиеву Лавру, и возобновила свою деятельность под кровом преподобного Сергия. Вскоре, в 1950 году, отец Кирилл окончил Духовную семинарию.

       Затем он поступил в Московскую Духовную академию, которую он окончил в 1954 году, представив работу  «Учение о таинствах  в творениях отцов Церкви I-II веков христианства».  В характеристике выпускника было отмечено: «… на протяжении всего времени его занятий в Московских Духовных школах был безупречного поведения. Его трудолюбие и прилежание в занятиях, его дружественное, по товарищески отзывчивое обращение с сокурсниками всегда и всеми отмечались как основные черты его характера».

      В 1954 года он принимает монашество с именем в честь преподобного Кирилла Белоезерского.   По рукоположении в сан иеродиакона и иеромонаха он становится насельником Троице – Сергиевой Лавры, неся различные послушания. В 1962 г. он назначен духовником обители.

     Так, возрастая от силы в силу, батюшка на многие десятилетия принимает на себя подвиг врачевания человеческих душ, стекавшихся к нему со всей России!

 

                                                              Протоиерей Руф Поляков

Протоиерей Руф Поляков родился 21 апреля 1924 г. в Екатеринбурге, в благочестивой, православной семье. С ранних лет полюбил Божий храм, много читал. Молитва, домашний труд, и строгое воспитание – заложили ту адамантову веру, которую он пронес через всю земную жизнь.

       Грянула война. Получив родительское благословение и желая послужить Отечеству,  добровольцем он поступил в  танковую школу  в Челябинске, успешно окончил ее, в 1943 году отправлен на фронт. Командиром танка участвовал в тяжелых танковых сражениях в составе 2 и 3 Украинских фронтов в Румынии, Австрии, Венгрии.  У озера Балатон близ Будапешта, накануне боя, папа нашел на земле Евангелие от Иоанна на русском языке. Что-то промыслительное было в этой находке, он горячо молился. А утром  грянул бой, в котором погиб весь экипаж танка, а Руф Поляков чудом остался жив, получив тяжелое ранение  в ногу, которую после операции в госпитале пришлось ампутировать.

      Боевые награды украсили храброго война: 2 медали «За отвагу», орден Красной Звезды, Ордена Славы 1 и 2 степени, медали за взятие Будапешта, Вены, и за  «Победу в Великой Отечественной войне».

      Окончена воина! В душе зреет желание послужить Господу в священном сане. По возвращению домой, с молитвенным напутствием родителей он едет в Москву, в возрожденную Духовную школу – Богословский институт, который размещался в Новодевичьем монастыре. Слава Богу – он принят! А по окончании 1-го курса все воспитанники и преподаватели переведены в Троице- Сергиеву Лавру, под сень Преподобного Сергия, в уже Московскую Духовную Семинарию, преобразованную из Богословского института. С каким благоговением, духовным горением проходят такие благодатные годы учебы у «Троицы».  После ссылок и тюрем в обитель пришли первые насельники – и какие! -  гиганты духа и веры. Какой пример для воспитанников! Папа без слез не мог вспоминать эти имена. Они молитвой, примером и любовью формировали внутренний мир будущих пастырей! Братские молебны ранним утром у раки Преподобного Сергия,  пение семинарского хора при лаврских Богослужениях, назидания, проповеди братии, исповеди у старцев – все это по крупицам складывал папа в своем сердце и пронес через десятилетия пастырского служения и предстояния пред Богом.

        Завершена Семинария. В 1950 году он венчался девицей Ольгой, дочерью Священномученика Владимира (Медведюка). После рукоположения в сан диакона и пресвитера начинается многотрудное полувековое пастырское делание отца Руфа на приходах Урала и Подмосковья. Последние 25 лет служения батюшки проходили в Троицком храме на Истре.

        Долгие годы о. Руф духовно окормлял весь Истринский район Подмосковья. Остальные храмы были разрушены или закрыты.  

       При его участии была сооружена платформа «Троицкая», чтобы прихожанам было сподручнее добираться до храма, а не пешком, как раньше, идти долгий путь от станции «Манихино».

  Его заботами и трудами, рядом с храмом в Покровском Бубцове был воздвигнут памятник нашим войнам, защитникам Москвы, на месте кровопролитных боев!

       Много крещений совершал о. Руф по субботам и воскресеньям. Из окрестных домов отдыха, санаториев приходил народ с детьми. До 100 душ крестил батюшка только в один день. Господь укреплял о. Руфа и посылал  вседействующую Благодать.

         Совершение треб, душепопечение о страждущих, больных, были его постоянными приходскими заботами. Весь Истринский район он прошел по – апостольски,  окормляя чающих Христова утешения. Скромный, нестяжательный, стойкий в вере, он был примером молодому поколению духовенства.

        Господь призвал его в Небесные обители на 89-м году жизни.

        В боях у озера Балатон и за Будапешт о. Кирилл и о. Руф оказались рядом в соседних частях, получили тяжелые ранения. Это выяснили они потом, учась в Семинарии за одной партой.

        Дивный, непостижимый промысл Божий! Сам печальник земли нашей, преподобный Сергий духовно связал двух простых русских людей и всеми уважаемых пастырей – о. Кирилла и  о. Руфа!

       Суровая, солдатская судьба оказалась сродни главному деланию, к которому призвал их Господь – подвижническому служению Святой Троице, защите Отечества и Православной веры!


Назад к списку